О школе
История школы
Образование и формы обучения
Программа развития
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних
десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как
социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной
среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс
модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и
индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности школы
становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности» и т. д.
Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно
обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их
личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Сегодня воспитательная компонента школы должна являться
неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации, а также Белгородской области.
Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в школе обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской,
подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-
патриотического, культурно-эстетического развития приводит к
возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, дискриминационному
поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим
асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в
подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление психоактивных средств, насилие, ксенофобия).
Основания для разработки Программы
• Конституция Российской Федерации;
• Всеобщая декларация прав человека;
• Конвенция о правах ребенка;
• Послание Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
• Стратегия государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2015 г.;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273—ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012
г. № 599;
• Указ Президента Российской Федерации «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012
г. № 761;
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148—р;
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития до
2020 года, раздел III развития «Образование» (одобрена Правительством
РФ 1 октября 2008 г., протокол 36).
• Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного
образования Белгородской области на 2013-2020 годы
Цель Программы
Укрепление и развитие воспитательного потенциала МБОУ «Верхососенская СОШ» в социокультурном пространстве Российской Федерации Белгородской области на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Задачи Программы
1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию
воспитательной компоненты в МБОУ «Верхососенская СОШ»;
2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы;
3. Разработка нормативной базы на уровне школы;
4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов
развития воспитательной компоненты в школе;
5. Организация межведомственного взаимодействия школы с
учреждениями культуры и спорта, охраны здоровья и социальной
политики;
6. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и
переподготовки педагогических и управленческих кадров школы для реализации мероприятий Программы;
7. Обеспечение информационной поддержки Программы;
8. Укрепление материально-технической базы МБОУ «Верхососенская СОШ» для реализации Программы;
9. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по
развитию воспитательной компоненты в МБОУ «Верхососенская СОШ».
Основные принципы реализации Программы
Программа:
• осуществляется на основе качественно нового представления о роли
и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-
региональных особенностей, достижений современного опыта;
• включает формирование разнообразных воспитательных систем,
стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий,
повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной
деятельности, установление и поддержание баланса государственного,
семейного и общественного воспитания;
• учитывает принцип гуманистической направленности воспитания,
обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к
ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий
субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия,
устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками
образовательной деятельности, включающий оказание психолого-
педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
• соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает
каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как
индивидуальность;
• учитывает принцип культуросообразности, который базируется на
общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и
этнической культур и региональных традиций, не противоречащих
общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного
процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в
стране и в отдельном регионе;
• основывается на принципе личностно-значимой деятельности,
предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в
различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и
жизненными установками;
• учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во
взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по
формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и
самореализации;
• учитывает необходимость создания дополнительных условий для
социализации детей ограниченными возможностями в здоровья и с особенными потребностями в обучении;
• учитывает проведение мероприятий, направленных на комплексное
решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами,
обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном
пространстве и в социуме в целом;
• опирается на природоспособность, что предполагает научное понимание
взаимосвязи природных и социокультурных процессов;
• воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту,
наклонностям, создание условий для формирования ответственности за
последствия своих действий и поведения;
• опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность,
преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной между субъектами
внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных
воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
• основывается на принципе вариативности воспитательных систем,
направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных
социально-ориентированных моделях воспитательных организаций,
нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов
мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной
деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;
• сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в
непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
• соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе
от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
• опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма
мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей,
культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
• учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в
формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих
ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении
общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и
менталитете российского гражданина;
• определяет эффективность как формирование навыков социальной
адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не
нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
• предполагает применение воспитывающего обучения как
использование воспитательного потенциала содержания изучаемых
учебных дисциплин — как основных, так и дополнительных
образовательных программ — в целях личностного развития школьников,
формирования положительной мотивации к самообразованию, а также
ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
• основывается на принципе социальности как ориентации на
социальные установки, необходимые для успешной социализации
человека в обществе;
• предполагает принцип «социального закаливания» как включения
школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия
для преодоления негативного воздействия социума, выработки
определенных способов этого преодоления, приобретение социального
иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.